Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Официальный сайт
ТРК "Алмазный край"  АК "АЛРОСА" (ОАО)
https://almaz-media.tv

     

«Считаю себя счастливым человеком»

Иван Потеряйко- Ведь это так приятно утром идти с удовольствием на работу, а вечером с таким же настроем возвращаться домой; в сущности, в этом и заключается счастье - с этих слов начал разговор начальник центральной отопительной котельной Ленского предприятия тепловых и электрических сетей Иван Потеряйко. И глядя на этого добродушного, и сразу же располагающего к себе человека, трудно усомниться в этом, хотя его сложно назвать баловнем судьбы.

Иван Алексеевич, родившийся через два года после окончания войны в селе Лука, что в 140 км от Киева, был десятым, последним ребёнком, в семье своих родителей. Его отец, будучи инвалидом, возил на лошадях горючее в тракторную бригаду, мать не работала, так как хлопот в многодетной семье хватало. А дети, как только подрастали, сразу же погружались в работу.

Что такое каникулы, нашему герою было неведомо, так как летом, окончив очередной класс, он помогал своей семье. Первоначально пас до 100 гусей, затем с таким же подростком, как и сам, отару овец. А далее – повышение по службе, доверили стадо колхозных коров. Трудились без выходных всё лето, в любую погоду, в течение всего светового дня, без каких-либо записей в трудовую книжку, и, соответственно, без фиксации стажа.

В 14 лет Иван перебирается в райцентр, и становится студентом Таращанского техникума механизации сельского хозяйства. Учёба давалась легко. Были интересны металловедение, литейное и инструментальное дело, и многие другие учебные дисциплины. Но, как вспоминает Иван Алексеевич, тогда казалось, что время тянется долго, так хотелось скорей окунуться во взрослую жизнь.

И вот позади четыре с половиной года учёбы, в кармане диплом механика и свадьба с одноклассницей Надей Лозбенко, с которой сидел за одной партой, а впоследствии переписывался, будучи студентом. Молодая семья перебирается на Харьковщину, в совхоз «Топольковский», что на границе с Россией, куда получил распределение её глава. Здесь он стартовал в качестве механика-контролёра, параллельно обучая будущих трактористов. Через год родились дочери-двойняшки. Зарплата в 115 рублей и никакой поддержки, подтолкнули к переезду на родину, где за детьми присматривала бабушка.

И вот однажды в их деревню приехала землячка, работавшая в тот период времени в Заре. Её рассказы о Якутии, заинтересовали чету Потеряйко. В Мирнинском районе требовался начальник автоколонны, оттуда пришёл вызов, и молодая семья поехала на Крайний Север, не строя каких-либо далеко идущих планов. Отправной точкой стал Ологуйдах, где 3 автобаза 77 Главдорстроя, отсыпала насыпь до Чернышевского.

- И я ни дня не пожалел, что приехал тогда в 1971 году на Крайний Север, который был для нас на тот момент землёй неизведанной.  – продолжает Иван Потеряйко.  - Тогда были другие реалии, я был в состоянии и горел желанием работать, поэтому на административной должности задержался ненадолго. Выбор между 150 и 700 рублями был очевиден, поэтому пошёл водителем на строительство дороги.

Через три года настал черёд идти дочерям в первый класс, и семья Потеряйко перебирается на юг, в расположенный у реки Ленск. И вновь шоферские будни, теперь в первой колонне автобазы «Алмаздортранс» (нынешнее ЛАТП-1). За четырнадцать лет работы на предприятии, он, по его собственному признанию, объездил Якутии вдоль и поперёк, не был лишь на Колыме. 

Не успел герой этого материала устроиться на новом месте, как его, молодого и энергичного парня заметило руководство предприятия. Один из участников легендарного первого  пробного рейса 1956 года по маршруту «Мухтуя – Мирный», а на тот момент начальник колонны Александр Петрович Воеводин, уходил в отпуск, и требовалась замена на это время.

Период временного руководства для Ивана Потеряйко, наряду с обеспечением речного порта подвижным составом, совпал с переездом и последующим обустройством предприятия на новую, нынешнюю территорию его базирования. Не всё было гладко. Например, в процессе строительства устарел проект линии ТО-2, поэтому недочёты приходилось устранять по ходу. А затем, вновь крутил баранку, расширяя географию своих поездок.

- После отпуска сложен первый рейс, - вспоминает Иван Алексеевич, - он тебе даже снится, волнуешься, а потом ничего, втягиваешься. Ведь мы, по сути, из них и не вылазили, приедешь, машину подремонтируешь, дома немножко побудешь, и вперёд. В конце 70-х я руководил бригадой по перевозке взрывчатых веществ. До сих пор помню первый зимник на север. После МАЗ-500, получив первые КАМАЗы, мы с грузом шли по речке, а местные жители, особенно детишки, которые до этого не видели автомобилей, с таким восторгом встречали нас, и было так тепло и приятно на душе.

Сегодняшним молодым водителям, управляющим «Вольво», наверное, сложно понять, в каких условиях нам довелось тогда работать, прежде всего, на МАЗах. Я уже не говорю о поломках, достаточно вспомнить состояние дорог в те годы. Чего только стоил один подъём за 309 км, как только выдюживали автомобили на его камнях, вынужденные скакать по ним, подобно кузнечикам. В час преодолевали не больше пяти километров, а в сильные морозы двигатель не грелся на малых оборотах, вот тогда то мы и узнали почём фунт лиха.

Зимники сменялись летней работой в речном порту, где Ивану Алексеевичу довелось два сезона отработать на автокране, так как тогда представителей данной профессии не хватало. А далее он возил топливо в адрес Удачнинского ГОКа, и за успешное выполнение задания, впоследствии был премирован. В этом же, 1982 году, он заочно поступает в Иркутский политехнический институт, и продолжая работать водителем, успешно заканчивает его по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». После этого Ивану Потеряйко предлагают  занять должность главного механика автобазы.

В этом качестве, его хватило только на год. На дворе  - перестройка и выборность коллективом своих руководителей. Требовательные из них – не в чести, поэтому он без всякого сожаления вернулся к привычному для себя шоферскому труду. Но через несколько лет судьбе было угодно диаметрально изменить дальнейшую трудовую биографию героя этого материала.

В 1993 году Иван Алексеевич принимает предложение  Олега Потапова – своего соседа по кабинету и бывшего главного энергетика автобазы. В тот период он уже руководил ОК и ЖКХ и, зная деловые качества нашего героя, предложил ему перевестись старшим мастером в центральную котельную.

- Я когда сделал здесь первые шаги, то и представление не имел, чем деаэратор от экономайзера отличается, - вспоминает Иван Потеряйко, – но желание работать и стремление понять, вкупе с помощью тогдашнего начальника котельной Михаила Кузьмина, сделали своё дело. Я получил представление об особенностях теплотехники и стал уверенно трудиться на новом для себя поприще.         

Меня не смутили ни пыль, ни вода, ни загазованность – основные маркеры тогдашней угольной котельной. Хотя, людям приезжающим сюда со стороны, это казалось диким, а один из них, так и сказал: «Иван  Алексеевич, куда же ты попал! Что же тебе в автобазе не сиделось». Поначалу было не просто, мне очень долго снились рейсы; просыпался, а это, оказывается, уже в прошлом.

Лихие 90-е каждому памятны по-своему. Привыкшего сызмальства к труду Ивана Алексеевича, поражало отношение части персонала котельной к своей работе. Они трудились спустя рукава, отговариваясь: «Как нам платят, так мы и работаем».  – Стоишь рядом со слесарем, тогда работает, - продолжает он, - только отошёл, всё возвращается на круги свои.

Выгнать таких мы не имели права, так как, согласно тогдашнему постановлению, коллектив должен был их воспитывать. Слава Богу, теперь другие времена. Да и люди, с которыми работаю, стали относиться к своим трудовым обязанностям более ответственно. Это не может не радовать, потому что наша котельная отапливает 70% городского жилфонда.

В 1996 году Иван Потеряйко возглавил коллектив котельной. И уже в этом статусе был свидетелем и непосредственным участником произошедших здесь перемен. За эти годы в котельной появилась современная система химводоочистки, новые деаэраторы, она перешла на новый вид топлива – нефть. Понадобилось ещё два больших котла, поэтому на данном объекте появился третий котельный зал.

Да, с экологией в городе стало получше, но хлопот в котельной не убавилось. После выделения из таас-юряхской нефти лёгких  фракций, её неочищенные остатки отправлялись в Ленск. Из-за повышенного содержания парафинов, серы, и других примесей, в котлах быстро забивались кипятильные пучки, и требовалась их чистка через 20 дней. Вот тут-то и пригодились знания Ивана Алексеевича. В них (котлах) были вырезаны окна, не предусмотренные никаким проектом, после чего использовали закупленные газоимпульсные установки. После производимых ими ударов, всё ненужное осыпалось со стенок котлов и затем удалялось.

Надолго запомнится нашему герою 2001 год, и не только восстановительный период, когда Иван Потеряйко дневал и ночевал в котельной, но и дни наводнения. Очевидцы вспоминают, что, когда во двор котельной прибыла лодка с Сергеем Шойгу, то ему было не до этого. Иван Алексеевич даже его и не заметил. Причина была серьёзной. Находясь на крыше, он заметил, что ёмкости, где было мало нефти, и связанные между собой трубопроводами, начали шевелиться. Если ничего не предпринять, то произошёл бы разрыв. Решение пришло мгновенно. Прихватив ключи и сев в резиновую лодку, начальник котельной направился к ним, и, погрузившись в холодную воду, разболтил находящийся внизу фланец. Ёмкости наполнились водой и сели на место.

Но, пожалуй, одним из знаковых событий для центральной отопительной котельной, как и для всего города, стал приход в Ленск газа, и перевод на него городских теплоцентралей. Это стало реальностью в 2010 году. Теперь посещая котельную, трудно представить, что когда-то здесь постоянно стоял столп пыли, настолько стало здесь чисто и уютно, да и с экологией теперь полный порядок, достаточно выйти зимой на улицу, чтобы убедиться в этом.

- Мы сразу почувствовали, что этот такое, да и работать стало интереснее и полегче, - сообщил мне Иван Потеряйко. – Теперь ненужно постоянно дежурить у котлов, так как персонал сидит в операторских и на мониторах видит работу котлов. Последние защищены комплектом оборудования, которое, в случае возникновения внештатной ситуации, автоматически останавливают их.

В силу своей скромности, Иван Алексеевич отметил, что благодаря руководству предприятия, наряду с газификацией объекта, здесь также произведён капитальный ремонт бытовых помещений и кровли. Но, те, кто знает беспокойную натуру этого человека, согласятся со мной, что это не стало явью, если бы не приложенные им усилия. Теперь в котельной - полный порядок, она работает согласно температурному графику, и жалоб потребителей стало значительно меньше. Ну, а в случае возникновения аварийной ситуации, комбинированные котлы в состоянии перейти на дизтопливо и работать на нём до пяти суток, для чего, по информации моего собеседника, создан его резерв в 188 тонн.

Рассказывать об этом замечательном человеке можно бесконечно. Отойдя от рассказа о нём как о грамотном специалисте, хочется, образно говоря, рассказать и о другой стороне медали. И здесь лишний раз убеждаешься в том, что если человек разноплановый, то он успешен во всём. Не каждая женщина с таким увлечением отдаётся цветоводству, как это делает ленчанин Потеряйко. Кроме того, он успешно экспериментирует на своём дачном участке.

Мне лично довелось увидеть и услышать выступления Ивана Алексеевича на нескольких фольклорных фестивалях «Ленские просторы», где он солировал в составе ансамбля украинского землячества «Водограй». И, глядя на него в национальном костюме, я не мог отделаться от мысли, что, вот так, наверное, и выглядели малороссы времён Гоголя.

И это еще не всё, так как Иван Потеряйко принимает активное участие во всех шахматно-шашечных турнирах, а также спартакиаде предприятия «Бодрость и здоровье». Наряду с этим, он далеко не последняя скрипка, и к его мнению охотно прислушиваются в Совете старейшин Ленского района, членом которого является герой нашего материала.

- Тяжело мне далось это решение, ведь как никак а 43 года моей жизни связаны с Севером. Ежедневно я встречаю и провожаю зарю. Меня пленит здешняя природа, но очень уж короткое лето, - так объяснил свой предстоящий отъезд в Орёл Иван Алексеевич. – Хочу погреться и вдосталь поработать на огороде, чтобы не так как здесь – август, и цветы уже замёрзли, а любоваться ими до поздней осени. Я уезжаю со спокойной совестью, так как передаю прекрасный коллектив в руки моего заместителя, хорошо подготовленного специалиста Виталия Леонидовича Подрезова. С Ленском не прощаюсь, так как через год – два, думаю приехать сюда вновь.

Сергей Борисов.

В котельном цехе

НА СНИМКАХ: Иван Потеряйко; в котельном цехе.
Фото автора.

Добавить комментарий

Читайте также: