Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Официальный сайт
ТРК "Алмазный край"  АК "АЛРОСА" (ОАО)
https://almaz-media.tv

     

Зимник меняет прописку

Десятилетиями северным зимником считалось направление автомобильных перевозок до Анабара. В нынешнем году ситуация изменилась, и часть машин управления отправилась по иному маршруту.

Чуть более года назад на конференции хозяйственного актива «Алмаздортранса» заместитель исполнительного директора АК «АЛРОСА» Руслан Сизонов в числе новых направлений перевозок обозначил Верхне - Мунское рудное поле. В марте 2016 года планы стали явью.

Мне памятен апрель 2001 года, когда стоя на одной из окрестных сопок, я обозревал панораму будущего Нюрбинского ГОКа. Тогда всё только начиналось, а через 13 лет я совершенно не узнал здешние места. И, вот, когда на новом месторождении компании была готова к заполнению одна из ёмкостей-двухтысячников, и на Верхнюю Муну пошли первые автомобили управления, у меня появилась потребность вновь испытать те же чувства, что и в Накыне в начале нулевых.

Случай представился во второй декаде марта, когда на север отправился автомобиль службы безопасности дорожного движения Ленского автотранспортного предприятия №2. Путь до Удачного пролегал по круглогодовой дороге, поэтому я опускаю подробности поездки по ней. Самое основное и интересное предстояло впереди. Алмазное сердце России проводило нас 25 градусным морозом и встречными «Катерпиларами» с породой из «Зарницы» на 11,2 км рудовозной дороги, по которой мы проехали, прежде чем попасть на зимник.

Зимник меняет прописку
Начало зимника

Разница почувствовалась сразу. Больше половины этого зимника, уходящего в северо-восточном направлении в соседний Оленёкский район, приходилось на затяжные спуски-подъёмы. Не редкостью было так называемое «корыто» с крутыми уклонами с обеих сторон, превышающими 45 градусов. Несмотря на свинцовое, с еле заметными просветами голубизны, небо, на уходящем за горизонт полотне зимника, пересекающим сплошной лиственничник, на дорожном полотне удалось разглядеть резы, отдалённо напоминающие следы траков. Оказывается, это последствия езды автомобилей на цепях.

А в том, что без них здесь зачастую не обойтись, я имел возможность наблюдать собственными глазами. На обратном пути, мы стали свидетелями, когда водитель машины, взобравшейся на склон, посыпал вручную гравием склон, а находящийся перед спуском его коллега обувал своё транспортное средство в данное приспособление, для того чтобы успешно выйти в подъём.

Причина прозаична. Пусть пока и ещё достаточно редкое здесь солнце, всё-таки делает своё дело. Прогреваемые им спуски и подъёмы становятся скользкими, и для успешного спуска, водителями приходится притормаживать, следствием чего являются «нализы», то есть гладкие как стекло участки дороги. А вот на них то, удаётся осилить подъём далеко не каждому встречному автомобилю. Учитывая факт того, что основной объём перевозок здесь приходится на дизельное топливо, сразу понимаешь, что использование цепей – мера далеко не лишняя.

Зимник меняет прописку
На зимнике

В отличие от Накынского зимника, перевозки на Верхне-Мунское направление только дебютировали, поэтому здесь ещё можно застать следы миграции оленей, испуганно вспархивающую перед колёсами куропатку, и следы присутствия прочей дикой живности. И, двигаясь по этой, практически не затронутой человеком лесотундре, на какое-то время теряешь ощущение времени. Тебе кажется, что ты полностью слился с этой первозданной картиной. И лишь ненавязчивая и мелодичная музыка в кабине, напоминает тебе о реальности.

За десять километров до конечной точки маршрута нашего следования, уже в сумерках, пересекаем строящуюся круглогодовую дорогу. Что сразу бросается в глаза, так это её ширина – не менее 12 м. Для сравнения, зимник в одну колею, и если бы не карманы, то разъехаться на нём было бы проблематично. Ещё одно достоинство постоянной дороги – это использование геополотна. После подготовки будущей трассы, первоначально укладывают этот материал, затем сетку, и лишь потом производится отсыпка известняком и утюжка насыпи катками.

Только обратив внимание на это, понимаешь, что если бы при строительстве автодороги до Удачного использовали геополотно, то её участок от Чернышевского до Удачного долгое время не использовался как автозимник. Разгадка проста, использование в дорожном строительстве данной новинки позволяет предотвратить последствия оттайки грунта изнутри, и, соответственно, предотвратить осадку насыпи.

Пообщавшись с представителя Мирнинского управления автомобильных дорог, которые собственными силами, а также с привлечением четырёх подрядчиков, ведут строительство дороги, узнаю, что с ноября по середину марта в различных местах маршрута прохождения будущей рудовозной дороги, уже отсыпано около 60 км полуметровой насыпи. Её плановые высоты в разных местах колеблются от полутора до почти четырёх метров. Впереди лето и полтора года на плановое завершение строительства, поэтому можно не сомневаться, что дорожники достойно справятся со взятыми на себя обязательствами.

Зимник меняет прописку
Отсыпка круглогодовой дороги

Через семь часов, преодолев 148 км зимника, мы прибыли к конечной точке нашего путешествия – складу ГСМ, где, несмотря на завершение светового дня, полным ходом продолжались работы. На первой ёмкости – приём по временной схеме доставленного автомобилями ПУ «Алмаздортранса» дизельного топлива «Арктика». На второй – сварочные работы по её монтажу. Они должны были завершиться к 27 марта, после чего данный резервуар будет готов к заполнению зимним дизтопливом. Рядом с ней одним из подрядчиков УКСа – ООО «УралГазСервис» выполнена отсыпка, завезены элементы фундамента и предназначенная к развёртыванию третья ёмкость.

В марте акцент был сделан на доставку сюда «Арктики». Если раньше рейсы на Верхнюю Муну осуществлялись эпизодически, то к началу первого месяца весны, после опрессовки первого двухтысячника, с 4 по 17 марта сюда как из Ленска, так и Удачного было доставлено одна тысяча шестьсот тонн топлива. Некоторые из автомобилей перенаправлялись для последующего залива из Айхала. Всего на плече перевозок «Удачный-Верхняя Муна» в данный период времени отработало более 20 машин управления. Часть из них совершили до трёх кругорейсов по указанному маршруту.

С учётом особенностей зимника, когда скорость движения составляла 20 км/ч; ожиданием своей очереди для опорожнения цистерны автомобиля; возникшими проблемами со сливом топлива – до трёх часов на каждую машину, против 45 минут в Айхале или Удачном, время, затраченное на кругорейс, доходило до двух суток.

Зимник меняет прописку
Приём топлива

Узнав, что в пяти километрах от склада ГСМ, находится вахтовый посёлок строителей, пришедших на смену, покинувшим год назад геологам Амакинской геологоразведочной экспедиции компании, проводивших изыскания на месторождении, мы решили побывать там. По дороге от водителя Михаила Логинова, сопровождавшего машину с топливом для них прошлой весной, узнаю, что тогда на месте посёлка было всего четыре вагончика.

Зимник меняет прописку
Панорама посёлка строителей

Спустившись в низинку, мы увидели совершенно иную картину. О том, что изменилось за это время и ближайших планах, мне рассказал заместитель директора управления капитального строительства АК «АЛРОСА» по организации работ на Верхне-Мунском месторождения алмазов Александр Смирнов.

- В прошлом году мы приняли эстафету у геологов и по заданию компании приступили к подготовительным работам на Верхне-Мунском месторождении. Амакинкой нам были переданы вагоны на 84 человека. Наряду с этим, подрядчик и его субподрядчики завезли дополнительные, и сейчас городок вмещает 150 человек. Одним из первых наших шагов стало начало разработки карьера общеполезных ископаемых, известняк которого идёт на отсыпку площадок и дорог.

Ещё до открытия зимника, по проколу будущей трассы на месторождение были доставлены металлоконструкции и прочие материалы для монтажа ангара. Он был возведён к декабрю. Поскольку зимой здесь очень низкие температуры, то без этого сооружения проблематична работа всей техники. С его запуском появилась возможность для её отогрева и бесперебойной эксплуатации.

В конце ноября к нам был пробит автозимник, и работы значительно активизировались. В 2016 году мы приступили к строительству склада горюче-смазочных материалов, первая очередь которого - три ёмкости под дизельное топливо, должна быть сдана к 1 июня. Ввод в строй второй – такое же количество резервуаров под нефть для энергокомплекса, в следующем году. Ещё один наш подрядчик – ООО «АЛРОСА-Спецбурение» занят выполнением буровзрывных работ на месторождении. Параллельно с этим ведутся закупочные процедуры по другим объектам, некоторые из которых приобретаются «под ключ».

После их поставки и монтажа, в 2018 году управлением капитального строительства запланировано массовое введение в эксплуатацию данных объектов. В их числе: вахтовый посёлок из трёх жилых блоков и столовой, объединённых между собой тёплыми переходами; энергокомплекс; цех ремонта горно-транспортной техники; гидроузел; водоочистное сооружение; станция биологической очистки; объединённый центр безопасности; дороги; линии электропередач и прочие инфраструктурные объекты.

После этого, на месторождении вступят в свои права представители Удачнинского ГОКа. Сняв вскрышу, они начнут разработку карьера «Заполярный» и чуть позже «Магнитого». Так как обогащение на месторождении не предусмотрено, руда с Верхней Муны будут доставляться автопоездами, грузоподъёмностью 70 тонн каждый на фабрику №12 г. Удачный.

Наше пребывание на месторождении, совпало с его посещением делегацией руководителей компании во главе с исполнительным директором АК «АЛРОСА» Игорем Соболевым. Побывав на объектах, и ознакомившись с ходом строительства. Игорь Витальевич провёл штаб, где были подведены итоги и определена стратегия дальнейших действий.

Зимник меняет прописку
Посещение склада ГСМ (слева направо) Александр Смирнов и Игорь Соболев

После этого гости Верхней Муны улетели в Мирный, а я отправился в обратную сторону с водителем ЛАТП-2 Юрием Нестеренко. Так как времени в пути достаточно, общаюсь со своим старым знакомым. Юрия Ивановича ещё ребёнком привёз на север отец-нефтяник. Но в отличие от него, мой собеседник предпочёл иную трудовую стезю, так как с детства мечтал быть шофёром.

Отучившись на автокрановщика, после службы в армии он устроился водителем в автобазу «Ленанефтегаза». Но местные перевозки на самосвале со временем стали тяготить, поэтому через пять лет, когда в автобазу «Вилюйгэсстроя» прибыли новые «КамАЗы» - совершенная по тем временам техника, в 1992 году Юрий Нестеренко не раздумывая перевёлся сюда. И, вот, оно то, о чём мечтал столько лет – долгожданные рейсы на строящуюся Вилюйскую ГЭС-3.

Но через четыре года по семейным обстоятельствам Юра уезжает на материк. Думал навсегда, но судьбе было угодно, чтобы он вернулся обратно. Это произошло перед последним наводнением в декабре 2000 года. Тогда водитель Нестеренко устроился в Ленское автотранспортное предприятие №2, где и работает по сей день.

Мечты о рейсах пришлось отложить на три года, первоначально Юрий Иванович работал на «Газели», прикомандированной к Ленской телерадиостудии ТРК «Алмазный край». Там то и состоялось наше первое знакомство. Этот скромный, немногословный и ответственный человек сразу расположил к себе. А затем наши пути разошлись, так как с прибытием на предприятие «КамАЗов» Юрий Нестеренко ушёл на транзит.

- На месте наскучивает, на трассе и интереснее, и разнообразнее, да и финансовая сторона свою роль играет, - продолжает мой виз-а-ви. – Иногда, кажется, что тяжело, хочется всё бросить. Но вернувшись из рейса и отдохнув, тебя снова тянет в дорогу.

Зимник меняет прописку
Юрий Нестеренко

После восьми лет работы на «КамАЗе», Юрий Иванович перешёл на «Вольво». По его словам, понадобилось какое–то время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому, более комфортному и удобному в управлении автомобилю, на котором побывал практически на всех направлениях автозимника. Так как водитель Нестеренко в основном занят на перевозке топлива, то чаще всего приходилось работать на его перевозке в Накын.

В Удачный, где вновь сошлись наши дороги, его перенаправили после слива в Айхале. Заправившись здесь, он отправился осваивать новое для себя направление. Вот его впечатления от первого рейса на Верхнюю Муну. – Зимник сложный, дорога хуже, изобилует многочисленными спусками-подъёмами. По ней пришлось идти, максимум, на четвёртой, а в основном – второй-третьей передаче. На других направлениях и скорость быстрее и передвигаюсь на четвёртой-пятой.

Печально для нас то, что недостаточно подсыпки на подъёмах. Сейчас пока погода позволяет, а когда потеплеет до 5-10 градусов, то можно и не вытянуть в гору. Хотя и поднимаешься со всеми блокировками, все равно, бывает и прохватывает. Хотелось бы, чтобы МУАД подсыпал хотя бы основные подъёмы. Когда у тебя сзади 37 кубовая ёмкость с топливом, которая в случае неуправляемости автомобиля начнёт тянуть его назад, то несложно предсказать возможные последствия. Поэтому, если сравнивать данное направление с тем же Накынским зимником, скажу одно, на последнем я просто отдыхаю, по сравнению с движением на Верхнюю Муну.

Последствия рейса сразу дали о себе знать. Ещё на путь туда, Юрий Нестеренко обнаружил, что первоначально лопнула одна, а впоследствии и вторая пластина рессор на колёсной паре ёмкости. В связи с этим он был вынужден отправиться для ремонта в Ленск. Благо к тому времени, 17 марта, к перевозке топлива на Муну оставалось отправить последние четыре автомобиля.

Это лишь один, пусть и небольшой, но наглядно демонстрирующий особенности зимних перевозок, эпизод работы водителей «Алмаздортранса». Если же характеризовать автозимник 2015-16 годов, то следует отметить, что стартовал он 25 ноября, с началом перевозок на Накынском направлении. В декабре был запущен в работу Усть-Кутский зимник, по которому началась интенсивная доставка грузов в адрес всех площадок акционерной компании. С началом года параллельно с перевозками через нулевой пикет, к завозу топлива подключились автомобили на плече «Нюрба-Накын».

Наряду с этим, после наморозки переправы с января 2016 года, как собственными провозными, так и с использованием привлечённого транспорта из Кемпендяя в Мирный также доставили 36 тысяч тонн цеолита. Всего же до закрытия в середине апреля Накынского направления, по различным направлениям зимников автотранспортными предприятиями «Алмаздортранса» потребителям доставлено 45, 3 тысячи тонн сухогрузов и 63,1 тысячи тонн налива.

Сергей Борисов.
Фото автора.

Добавить комментарий

Читайте также: