Новости

Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

К 80-летию со дня образования ГО

История создания Гражданской обороны РФ, МЧС России и ГУ МЧС России по РС (Я)

4 октября 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР, утвердившее Положение о противоздушной обороне СССР (МПВО), и с тех пор эта дата отмечается как день рождения гражданской обороны страны – первой государственной системы, созданной для защиты населения. Хотя задачи противовоздушной обороны успешно решались на заре становления нового тогда социалистического государства.

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания ПМП пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России. Затем была создана централизованная общесоюзная организация – местной противовоздушной обороны СССР (МПВО).

Огромную роль в обеспечении безопасности населения, зданий и объектов народного хозяйства сыграли формирования МПВО во время ВОВ. Тысячи юношей и девушек стояли на защите родных городов и населенных пунктов.

Следующий этап – появление ядерного оружия. В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону.

Задачи ГО стали значительно шире (защита от оружия массового поражения, создание условий работы предприятий и людей выживших после нанесения удара, ликвидация последствий, мероприятиям ГО был придан общегосударственный, общенародный характер и касался каждого гражданина).

В 60-70 годы – серьезная структура, с большой материальной и финансовой базой.

Далее происходящее в мире снижение напряженности изменило концепцию ГО, но ее значимость не упала, а акцентировалась на ЧС.

Постановление ЦК и СМ от 30.07.87 г. «О мерах по коренной перестройки системы гражданской обороны» была продекларирована необходимостью развития ГО в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в ЧС, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

Но Спитакская трагедия показала, что решительных мер по реорганизации ГО принято не было, она оказалась не в полной мере готовой для решения задач в мирное время.

В связи с этим в середине 1989 г. принимается решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа – Государственная комиссия СМ СССР по ЧС. А 15.12.90 г. создается государственная система по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которой входили задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1990 году наступил новый этап в развитии государственной системы защиты населения и территорий от ЧС в мирное и военное время. Был создан российский корпус спасателей, преобразованный в Госкомитет, а затем в Министерство РФ по ЧС. В1991 году в его ведение была передана ГО.

В 1995 г. принят закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» после чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Создание МЧС России стало первым и главным итогом при построении в России современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Единая система состоит из функциональных территориальных подсистем, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне созданы координационные органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные ресурсы, системы связи и информационного обеспечения. Так в пределах территории МО «Ленский район» координационным органом является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа МСУ.

Что представляет собой современная система ГО?

 

Это:
Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО. На вооружении войск ГО имеется специальное вооружение и техника. Деятельность войск ГО осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ для сохранения жизни и здоровья людей. 
Службы ГО – службы, предназначенные для организации мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств. В стране создаются службы ГО: федеральные, республиканские, областные, автономных областей и автономных округов, районные и городские, а также службы гражданской обороны, организаций.
В территориях есть службы: аварийно-спасательные, экстренной медицинской службы в чрезвычайной ситуации, наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС. Кроме того, имеются службы: противопожарные, оповещения и связи, торговли и питания и др.

 

 

Основными Задачами ГО являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);
- проведение аварийно-спасательных работ;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

 

Управление ГО в стране осуществляют:
- федеральный орган исполнительной власти – МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы;
- специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области ГО.

 

Постоянно действующими органами управления единой системы на территориальном и местном уровнях являются органы, специально уполномоченные решать задачи ГО.

Поскольку в конце 80-90-х годов по известным всем причинам Го практически не уделялось внимания, и только благодаря настойчивой работе руководства МЧС удалось сохранить защитные сооружения и некоторую часть имущества ГО.

Возросшие масштабы техногенной деятельности, увеличение ЧС обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения. Понимая всю важность и ответственность перед населением страны за обеспечение безопасного существования, правительством РФ за последнее десятилетие сделано не мало для перестройки системы ГО. Сформирована и успешно действует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Впервые в истории страны разработаны и утверждены Президентом РФ «Основы государственной политики в области строительства ГО до 2010 года».

В нашей Республике и районе службам ГО пришлось начинать работу с нуля. При управлениях по делам ГО и ЧС муниципальных образований в 2003 году были созданы отделы по планированию и проведению мероприятий ГО. Важным фактором снижения риска возникновения ЧС является степень готовности к действиям в экстремальных условиях формирований ГО субъектов хозяйственной деятельности, так называемых гражданских организаций ГО. С учетом этого Главное управление МЧС России по РС (Я), ФГУ «ПСС РС (Я)» по МО «Ленский район» строит сегодня свою работу по взаимодействию с гражданскими организациями ГО, предприятиями района.

На большинстве потенциально опасных и важных объектах разработаны планы ГО, созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, разработаны планы действий на случай ЧС, ежегодно проводятся командно-штабные учения и плановые тренировки.

Добавить комментарий

Читайте также: