Добровольный помощник

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

ПОЭТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ЛЕНСКА

На протяжении всей истории Ленску признавались в любви люди, которые здесь родились, выросли или продолжительное время жили. Об этом как нельзя лучше свидетельствует количество поэтических посвящений нашему городу. Читать далее...

Пейзажная лирика в поэзии Сергея Москвитина

Якутские преподаватели филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Евгения Антонова и Марианна Куличкина всерьёз заинтересовались творчеством нашего земляка Сергея Москвитина. В 2021 году они опубликовали своё исследование «Образ Родины в творчестве Сергея Москвитина», а в 2022-м – новое исследование, которое мы и предлагаем нашим читателям.

Журнал Арктика
Обложка журнала «Арктика XXI век. Гуманитарные науки», где опубликовано данное исследование

 

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА В ПОЭЗИИ СЕРГЕЯ МОСКВИТИНА

Аннотация. Изучение пейзажной лирики в аспекте мироощущения автора всегда было актуально. Прием сенсорной образности активно используется в поэзии многих авторов, но как предмет изучения в литературоведении выступает относительно недавно, в чём и заключается научная новизна. В статье предпринята попытка проанализировать пейзажную лирику современного якутского поэта Сергея Москвитина. При анализе стихотворений использовались сравнительно-сопоставительный, лингвистический, стилистический методы. Всего было изучено 200 стихотворений, из которых для анализа отобраны 50, посвященные описанию природы. Для того чтобы лучше узнать, о чём чаще думает автор, что его волнует, данные произведения были поделены на времена года: осень, зима, весна, лето. В художественном мире автора тема природы занимает особое место. Поэт очень трепетно относится к описанию родного края, детально вырисовывая, погружает читателя в якутские пейзажи. Язык Москвитина отличают восторженность и живописность, при этом простота и доступность для читателя. В ходе исследования были сделаны весьма любопытные и неожиданные выводы. Москвитин немного иначе относится к временам года, он более тепло относится к осенне-зимнему периоду. Ведь именно в это время произошли события, изменившие его жизнь.

Ключевые слова: пейзажная лирика, Москвитин Сергей Владимирович, якутская природа в поэзии, сенсорное восприятие, поэтический текст, пейзаж, русская поэзия Якутии, литературоведение.

Введение

Северная природа воспевалась многими якутскими лириками. Несмотря на суровость, скудность красок растительного мира, продолжительность зимнего периода, её бескрайние просторы, широкие реки, непроходимые леса, горные ландшафты всегда являлись неиссякаемым источником вдохновения, предметом восхищения, местом гармонии и уединения.

В творчестве С. В. Москвитина, известного якутского поэта и публициста, тема природы является одной из центральных. Его стихотворения пронизаны любовью и нежностью к родному краю. Он, словно художник, рисует поэтическую 5D-картину, смотря на которую, читатель видит живописные краски, ощущает прохладу ручья или дуновение ветра, чувствует вкус свежих ягод, слышит многогранные звуки природы, вдыхает ароматы таинственной тайги.

Приём сенсорной образности довольно популярен в литературе, особенно в поэзии. Его использовали такие классики, как М. Ю. Лермонтов, И. А. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева и др. Л. Е. Ляпина считает, что он применяется поэтами и писателями как материал при моделировании художественной реальности, для стимулирования ассоциативной реакции читателя. Изображая предмет в сенсорном его качестве (цветовом, звучащем, пахнущем и пр.), автор не просто субъективирует этот предмет, но и подталкивает читателя к субъективации восприятия.

Пейзажная лирика – это жанр, объединяющий литературный род с жанром изобразительного искусства, показывающий отношение автора к природе для раскрытия своего внутреннего мира.

Стихотворения Сергея Москвитина о природе здесь и сейчас окунают читателя в живую атмосферу природы, вызывают эмоциональный отклик, восхищение и безграничную любовь к родной земле. Поэт запечатлевает только одно мгновение, яркое природное явление, которое произвело на него сильное воздействие, поэтому используются экспрессивная лексика, различные средства выразительности, необычные стилистические и синтаксические приемы.

Все произведения на тему природы условно можно разделить по временам года: зима, весна, лето и осень.

Якутская природа осенью и зимой в творчестве С. В. Москвитина

С особой нежностью поэт говорит об осени. Осень – пора, которая не просто нравится Сергею Владимировичу, он влюблён в это время года, это центральный образ в пейзажной лирике Москвитина. Через все стихотворения общим лейтмотивом проходит олицетворение осени, представляющей ее с аристократичной, тонкой, возвышенной, но вместе с тем озорной леди:

В октябре в лесу уже прохладно,
Но тайга по-прежнему мила.
На душе спокойно и отрадно.
Здравствуй, леди Осень, как дела?

* * *

Целовала, шептала, лелеяла,
Предлагая остаться навеки,
Ароматами сладкими веяла,
Изводила, сводила с ума.

В своем стихотворении «Возвращение», написанном 4 сентября 2005 г., автор прямо признается в любви к этому времени года:

Я к тебе вернулся, леди Осень,
Леди Осень, я тебя люблю!..

Из проанализированных 50 стихотворений 27 посвящено осени. Если в стихотворениях, посвящённых другим временам года, прослеживается не вся сенсорика, то в произведениях об осени задействованы все ощущения: звуковые, тактильные, зрительные, ольфакторные, вкусовые. Он каждой клеточкой тела пропускает через себя эту пору, вдохновляется ею и черпает силы. Во многих стихотворениях автор сравнивает осень с художницей, рисующей особыми красками: «палитра не кончается – и в нас осеннее струится разноцветье», «чуть подёрнута охрой листва, ярок в зелени кадмий лимонный», «золотые свои эполеты». Буйство красок, торжественность, приподнятость духа передаются очень тонко, поэт пишет об этом так: «осень расшаманилась кругом, красочный затеяв маскарад», «красуются и светятся жар-птицами в аллее золотые тополя». Данные изобразительно-выразительные средства передают отличающееся от творчества иных авторов особое осеннее настроение – не меланхолию, грусть с негативным оттенком, а восхищение перерождением природы, окрашенное патетикой.

Его лирические стихотворения скорее похожи на торжественные оды, насыщенные чувственностью, страстью, возвышенностью, некоторым пафосом и оптимизмом.

Стоит отметить, что особое отношение к этому времени года передаётся использованием приема градуальности при написании стихотворений. Обычно осень связывают с похолоданием, зябкостью, отсутствием уюта в это время года, а у автора: «жарким полыхающим огнём лиственницы рыжие горят». Осень у автора – яркая («а ветер круговертит пёстрый рой под музыку неистового свиста»), громкая («вспыхнул и рябиновый костёр яркой бахромой из кумача, громко сквозь пылающий узор гроздьями багряными крича»), тёплая («у костра её погрею душу»). Поэт видит все оттенки осенних красок, слышит её необычную мелодию, чувствует её особый вкус, вдыхает не только запахи родного леса, но и черпает вдохновение:

Осенний лес! Какая благодать
Вдыхать духи тайги и вдохновенья!
Иду дышать и строчки собирать,
И лес мне дарит это наслажденье.

Тема природы тесно переплетается с темой любви. Осень примечательна тем, что в это время года родилась Муза поэта, его любимая женщина. А зиму он любит, потому что в феврале случилось значимое событие в его жизни – встреча со второй половиной, потому испытывает к нему искреннюю благодарность. Несмотря на холод, этот месяц чрезвычайно «музыкален» для него, ведь это созвучно его состоянию влюблённости, пению сердца, передаёт его состояние:

Под свист амурных стрел
Февраль нам песни пел,
Нас уверял февраль,
Что мы не обманулись.

Отношение к зиме ограничивается 10 стихотворениями. В основном это описание якутского леса, сибирской природы. Зима суровая, холодная, даже жестокая, но вместе с тем очищающая, дарующая покой и чувство единения со Вселенной:

Лес застыл, заколдованный ночью,
В вязкой тьме, как в плену сургуча.
Эту мглу разрывает на клочья
Фонаря столбовая свеча.

* * *

Это значит – снова будут править
Нашим миром сумерки и тьма,
Холода и ледяная замять –
Долгая якутская зима.

В описании якутской зимы сенсорные ощущения задействованы не все. Практически отсутствуют ольфакторные и вкусовые. Из проанализированных стихотворений лишь в одном встречается сравнение зимней ночи с кофе: «В чёрном кофе восторженной ночи растворяется сахар Луны». Запахов у зимы нет. Возможно, это связано с тем, что издревле у жителей Якутии в зимнее время снижается общая активность для сохранения жизни в суровых условиях Севера. Тактильность выражается в ощущении снега, холода, порывов ветра. Наиболее часто мы видим звуковые, зрительные ощущения: «не случайно поют воробьи», «февраль нам песни пел», «семь лет назад февраль был солнечный и песни пел для нас лучистые», «за Мухтуйкой – заснеженный лес, где деревьев оплывшие свечи мне душевную рану подлечат, где таёжный звучит полонез», «за окошком февраль обезумел донельзя, а морозный туман все огни затушил».

Весенний и летний пейзаж в поэзии С. В. Москвитина

Описывая весну, Сергей Владимирович, как и многие поэты, связывает её с пробуждением природы, возрождением жизни: «в мир возвращаются краски», «манит оттаявший лес», «день наполнен нестерпимым солнцем».

Стихотворение «Майское утро в лесу», написанное в мае 1996 г., – небольшая, но колоритная пейзажная зарисовка. Создаётся впечатление, что автор, увидев пробуждение природы, вдохновился и моментально набросал миниатюру, которая ярко передает свежесть весеннего утра. Небо, как скатерть, на которую пролили бокал вина, скворцы напились росой допьяна – запоминающиеся метафоры, придающие живость и динамику стихотворению, вызывающие эмоциональный отклик у читателя.

С. В. Москвитин ни в одном своём произведении не высказывает нелюбовь к какому-то времени года. Как говорится, у природы нет плохой погоды. В стихотворении «Весна» описывается природное явление как смена сезонов. Невольно вспоминается стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится», где тоже изображается переходный период. Но в отличие от стихотворения классика, Сергей Владимирович не описывает борьбу времён, зиму называет зимушкой, которая ушла на покой, а весну – законной царицей. В произведении изобилуют слова с положительной коннотацией (например, ликует, искрится, спешат покрасоваться, манят, радостный лес, подснежниковая нега), которые передают эйфорийное настроение, весёлое и взбудораженное состояние, которое испытывает лирический герой в весеннюю пору. Интересным представляется сравнение девушек с апрелем, с весной: и те, и другие сбросили шубы, чтобы показать свою красоту:

Сбросив шуб стесняющий наряд,
Девушки спешат покрасоваться.
Манят нас, притягивая взгляд,
Парочками ног полюбоваться.

В радостном лесу парной апрель,
Сбросив с косогора шубу снега,
Через прошлогодних листьев прель
Рвётся к нам подснежниковой негой.

В следующем стихотворении «Здравствуй, весенний Эдем!» поэт называет весну раем. С. В. Москвитин конкретно и подробно описывает каждую деталь, что помогает читателю наблюдать за пробуждением природы, смотреть на ожившие краски, чувствовать тепло солнца, слышать щебетание птиц, ощущать запах леса:

Здравствуй, весенний Эдем!
В мир возвращаются краски.
Солнце весёлое всем
Дарит лучистые ласки.

Снова на фоне небес
Праздно парящие птицы.
Манит оттаявший лес
Запахом мха и грибницы.

Весенняя природа одушевлена: «броско берёзки стоят», «тонкий лесной аромат дарят, рождаясь, листочки», «ёлки на лапах растят нежно-зелёные пальцы». Следует отметить, что родная природа воспринимается автором как живое разумное существо, понимающее его, беседующее с ним, одаривающее своими благами.

Лена – главная река Якутии, протяжённость которой 4400 км. Её образ часто встречается в поэзии Сергея Москвитина. В стихотворении «На берегу Лены» описывается тихий спокойный отдых возле реки. Это место, которое автор называет родным, благодатное – здесь можно поймать рыбу и сварить сытную уху, угоститься душистой моховкой, спастись от зноя.

Таяние льда на реке – трудный и важный природный процесс, за которым следят многие местные жители, т. к. это не только опасный период, но и завораживающее зрелище. Этот процесс описан в стихотворении «После ледохода». Поэт называет Лену красавицей, притягивающей взгляды, а льды сравнивает с расколотым рафинадом.

В произведении «После летней грозы» лирический герой умиляется пейзажем после дождя, смотрит на всё вокруг с большой любовью, о чём говорит частое использование диминутивов: гребёнка, берёзоньки, лужицы, ёлочки.

Берёзы словно девушки с длинными волосами, красотой которых заворожён сам Создатель. Используется сравнение вспышек молний с фотовспышками:

Берёзоньки с расчёсанными гривами
Красуются у солнца на виду.
Их только что сам Бог фотографировал:
Я видел фотовспышек череду.

Отражение неба в лужах автор метафорично изображает как разорванное небо:

Ах, кто-то небо разорвал на клочья
И разбросал по лужицам вокруг.

После дождя «таёжный мир», северная природа ликует, преображается, радуется солнцу, всё излучает гармонию и любовь.

Стихотворение «Воспоминания о лете» наполнено грустью о летних днях. Подобное настроение довольно часто посещает жителей северного края во время долгой суровой зимы. Лирический герой так детально и реалистично воссоздает картину летнего пейзажа, что непроизвольно читатель начинает чувствовать запахи леса, видеть яркие краски, слышать пение птиц:

о лесах, где рулады и трели,
прелый запах и пряный дурман,
где деревья в честь лета надели
вместо шубы цветной сарафан.

Лето – время бурного цветения, рождения новой жизни, не зря автор называет тайгу животворной, дающей энергию и силу для продолжения рода:

Где, расставив корявые корни,
ёлки тянутся вверх во весь рост
и, как чудо тайги животворной,
держат птенчиков в пригоршнях гнёзд.

Стихотворение построено таким образом, что продолжение предложения с новой строки начинается не с заглавной, а со строчной буквы, словно прозаический текст. Такой приём используется Сергеем Москвитиным нечасто, и придает особое лирическое звучание.

Заключение

Анализ пейзажной лирики С. В. Москвитина показал, что в его произведениях человек и природа находятся в гармонии, неразрывно взаимосвязаны, они равноправные партнёры, дополняющие, обогащающие друг друга. Поэт чувствует особую благодарность к родной природе, и глубоко привязан к ней. Его внутренние привязанности, ощущения, чувства передаются при описании природы яркими метафорами. Природа – разумное, одушевленное существо, одаривающее поэта вдохновением, принимающее с любовью на своем лоне, поддерживающее в любых ситуациях.

Самое любимое время года – осень, ассоциирующееся с женским образом. Этому времени года посвящено наибольшее количество стихотворений. Поэт улавливает все оттенки красок, которыми рисует осень, чувствует все звуки, запахи, вкусы осени – у автора обострены все сенсорные ощущения. Вместе с тем нельзя говорить, что другие времена года он не ценит. С каждым из них связаны особые мгновения жизни,он умеет выделить в каждом времени года  какую-то определённую прелесть.

Пейзажная лирика посвящена якутской природе, мы видим типичные для данной местности растения (берёзы, ели, сосны, лиственницы, брусника), природные явления (ледоход, морозный туман, майский снег, ранние заморозки, снег в октябре), топографические названия (Якутия, Лена, Мухтуйка, Ленск). В некоторых стихотворениях автор напрямую говорит о якутской тайге, о Севере, о Якутии.

Евгения АНТОНОВА,
Марианна КУЛИЧКИНА.
(Журнал «Арктика XXI век. Гуманитарные науки», № 4 за 2022 год)

Сведения об авторах

Антонова Евгения Александровна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного филологического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова. 

Куличкина Марианна Владимировна – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова.

Добавить комментарий

Читайте также: