Добровольный помощник

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

ОТ МУХТУИ К ЛЕНСКУ

История города на берегу великой сибирской реки со звучным названием Ленск уходит своими корнями в седую древность. Точной даты основания Мухтуи в архивных документах обнаружить не удалось, но обращение к разным историческим свидетельствам и сужение временных рамок указывают, что за точку отсчёта следует брать 1743 год.

Именно в том году представитель Якутской воеводской канцелярии, управитель Витимско-Пеледуйских слобод, казачий пятидесятник  Захар Баишев, открывая Иркутско-Якутский тракт, учредил, начиная от Якутска, 28 станков с расстоянием между ними в 50-60 верст. Разметку станков он производил по карте Лены, которую вручил ему лично Витус Беринг. На территорию современного Ленского района пришлось восемь станций: Жербинская, Чахыянская, Мурьинская, Хабаландинская, Хамринская, Березовская, Песковская и Витимская. Расположение Мухтуи приходится на одно из этих  звеньев, а именно «станция Мурьинская – станция Хабаландинская». Не во всех учрежденных Захаром Баишевым станках возникли населенные пункты: расположение некоторых из них было неудобным для поселения из-за крутых берегов, болот, песков и отсутствия земельных угодий. В частности, лишь на бумаге были «открыты» станция Хабаландинская (20 вёрст от Мухтуи вверх, по правому берегу) и станция Чахыянская (между Солдыкелем и Батамаем у озера Чахыян). Тракт был проложен, но заселялся очень медленно, хотя движение по нему было круглый год. Зимняя дорога продолжалась с октября до апреля, с мая открывался летний путь.

Легко предположить, что именно открытие тракта вдохнуло жизнь в местечко близ речек Чанчик и Мухтуйка, более удобное  для заселения и проживания, чем, скажем, несуществующая станция Хабаландинская.

Версию эту подтверждает хранящийся в Российском государственном архиве древних актов список «Описания реки Лены от Верхоленскаго отсрогу вниз по оной реке до города Якуцка» 1736 года, в котором имеется следующая запись: «Конец нижняго острова Чанчикова. Чанчикова речка, а по якуцки Моктуя Уряк, впала в Лену с левой стороны против нижнего конца помянутого острова, немного пониже устья сей речки; есть на левом же берегу Лены две рубленые юрты, которые недавно поставлены для содержания яму». Важное свидетельство Герхарда Миллера позволяет нам максимально приблизиться к дате образования Мухтуи.

Две новенькие рубленые юрты в 1736 году – это ещё не село, тем более, что сам Захар Баишев эти две юрты проигнорировал, когда обозначал на карте ямщицкие станции. Да только вот история сама расставила всё по местам: в открытом им лишь на бумаге станке Хабаландинском станция так и не образовалась – слишком неудобно было ямщикам делать там остановку на голом месте. Они облюбовали местечко более удобное, где уже были срублены две юрты для будущего «яму». Именно тракт вдохнул жизнь в местечко у Чанчиковой речки, и 1743 год – наиболее очевидная точка отсчёта в истории Мухтуи-Ленска.

Первые ямщики Мухтуйского станка имели рубленые дома – что-то среднее между русской избой и якутской юртой, большие амбары, приличное число коров, коней и сенокосные угодья.

Первоначально в Мухтуе, согласно преданиям, поселились пять русских семей – Татарченковы, Сидоровы, Кирилловы, Серкины и Рыбкины. Причем, поселились не все  одновременно, а в период конца XVIII  - начала XIX века. Известно, что русские семьи владели здесь сенокосными угодьями, где пасли скот и косили траву. Дома ставили по-русски, в лапу, на века. С кухонным очагом, русскими печами и деревянными полами.

Мухтуйские крестьяне сеяли ячмень и яровую рожь, озимую рожь, пшеницу и овес. Когда открылись Ленские золотые прииски,  занимались извозом, доставляя продовольствие и всё необходимое золотодобытчикам. Усилился спрос на сено и овес, овощи, что стимулировало быстрое развитие огородничества и расширение сенокосных угодий. Осенью с установлением санного пути и до поздней весны шли по Лене и Витиму бесконечные вереницы конных обозов. Крестьяне-ямщики так приспособились к извозному промыслу, что за 400-500 верст даже в зимние морозы умудрялись  доставлять на прииски в свежем виде картофель, капусту со своих огородов, тщательно укутывая их в кошму.

В 1862 году в Мухтуе построили церковь, а в 1869-м открылась школа.

В 1887 году Витимскую волость разукрупнили, выделили из неё Мухтуйское отдельное сельское общество (волость), в состав которого вошли селения и станции: Коньки, Терешкино, Мурья, Батамай, Солдыкель, Нюя, Турукта, Жерба, Тинная, Беченча, Орто-Нахара и другие. Так Мухтуя стала центром волости. Была назначена местная власть. Мухтуйское волостное правление начало свою деятельность 1 декабря 1887 года, расположившись в новом, красивом доме с резными наличниками, срубленном в 1882-1886 годах.

О Мухтуйской станции до революции ходили легенды, её называли даже «Ленским Парижем». Русский писатель Иван Гончаров, возвращаясь из  кругосветного путешествия через Восточную Сибирь по Лене, в декабре 1854 года писал: «На каждой станции кучи ямщиков толпятся у экипажа… Смотрители здесь не везде: они заведуют пятью станциями. Из них один на Мухтуйской станции - франт. Он двумя пальцами грациозно взял подорожную, согнув мизинец в кольцо. Форменный сюртук у него в рюмочку, сам расчесан. Мухтуй - называют здесь Парижем, потому что крестьяне (из ссыльных) ходят в пальто и танцуют кадрили. Но я пробыл на ней четверть часа и ничего этого не видал. Один проезжий мне сказывал, что, выехав рано утром, после проведенной здесь ночи, и вглядываясь в лицо своего ямщика, он увидел знакомое лицо, но не мог вспомнить, где он его видел. «Я где-то видел тебя?» - спросил он, наконец, ямщика. «А вчера я был вашим визави в кадрили, на вечеринке», - отвечал тот».

Многое повидала за свою историю Мухтуя, многое хранится в её памяти. Первопроходцы, поселенцы и государевы ямщики, почтовая гоньба под звон бубенцов и колокольчиков, первый хлебушек, выращенный заботливыми крестьянскими руками русских мужиков. Иркутские и московские чиновники, воеводы и губернаторы, священники и проходимцы, политссыльные и заросшие бородой купцы. Первые прихожане Николаевского храма, мелодичный звон пяти его колоколов, кадриль во времена «Ленского Парижа», русские писатели Иван Гончаров и Владимир Короленко. Груженые дорогими товарами паузки и карбазы, прибывшие на ярмарку; первые ученики за партами  одноклассного приходского училища… В памяти её – гудки первых пароходов на Лене, революционные песни, смута и неразбериха нового времени, годы насаждения Советской власти, коллективизация и продразверстка, лихолетье гражданской войны, ликбезы и всеобуч. Первая демонстрация фильма в здании народного дома, трудовой напряг тяжелых военных лет, хрущевская кукуруза, вдохновляющий энтузиазм алмазной эпопеи…

Самое быстрое перерождение испытало село Мухтуя за семь лет алмазной эпопеи. Осенью 1956 года в тихом, ничем не примечательном населенном пункте в несколько десятков дворов начали строить перевалочную базу для алмазодобытчиков Мирного. Село вместило максимальное количество строителей, и уже в 1957 году здесь жило три тысячи человек - в пять раз больше, чем пару лет назад. 30 октября 1957 года указом Президиума Верховного Совета ЯАССР село Мухтуя Ленского района было отнесено к категории рабочих поселков. В 1959 году Мухтую посетили чехословацкие журналисты, которые назвали поселок «Воротами в Алмазное царство». 13 июля 1963 года издан указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Мухтуя Ленского промышленного района Якутской АССР в город районного подчинения с присвоением ему наименования – город Ленск».

В 1963 году Ленск представлял собой мощный плацдарм для наступления на далёкий Айхал, неприступный Далдын и бурный Вилюй. В городе проживало 18 тысяч человек. Крупнейший на Лене порт-грузополучатель не знал соперников по объёмам переработки грузов, за навигацию было принято с воды 318 тонн народнохозяйственных грузов. Водители Ленской автобазы “Вилюйгэсстроя” за несколько сот километров прорывались на берега Вилюя с цементом, лесом, металлом и оборудованием для укрощения реки. Пять мощных колонн соседней автобазы столь же успешно выполняли перевозки грузов в адрес алмазодобытчиков. Это они первыми нехожеными дорогами достигли Айхала, а впереди - дороги по неведомым просторам Далдына. Два крупнейших автохозяйства насчитывали около тысячи автомобилей, более чем полуторатысячная армия автотранспортников выполняла огромной важности задачу - обеспечение всем необходимым предприятий алмазодобывающей промышленности, строителей Вилюйской гидроэлектростанции, города Мирного, промышленных посёлков Чернышевского, Айхала. Поскольку дороги до этих посёлков ещё не были отсыпаны, сообщение с ними осуществлялось по зимнику. В декабре 1963 года благополучно совершила первый пробный рейс к самому Полярному кругу - на алмазный рудник «Айхал» колонна автомобилей Ленского речного порта. Шофёры доставили горнякам продовольствие и новогодние подарки. Ленская электростанция - крупнейшая в Якутии на тот момент - снабжала по высоковольтной линии, пролегающей через таёжные хребты, зыбкие мари и топкие болота, электроэнергией Мирный и створ Вилюйской ГЭС - первой в Якутии и самой северной в стране. На энергии Ленской электростанции, которую тогда называли сердцем алмазного края, успешно работал весь алмазоперерабатывающий комплекс города Мирного. Разумеется, электростанция освещала и снабжала энергией сам строящийся Ленск. В 1963 году в совхозе “Ленский”, который обеспечивал сельхозпродукцией весь алмазный край, трудились 954 рабочих и служащих. На 215 гектарах выращивали картофель, валовое производство молока достигло 22883 центнеров.

Последние 50 лет «городской» жизни включили в себя многое: героические трудовые будни, спортивные взлёты, рождение Среднеленской экспедиции и становление нефтегазовой отрасли; «застойное» изобилие и нищету перестроечного времени; эпоху тотального дефицита и талонов, безденежье, забастовки; возрождение православной веры; три страшных наводнения, идущих по нарастающей… За это время гостями Ленска успели побывать Евгений Евтушенко, Валентин Распутин, Борис Штоколов, Пётр Проскурин, Валерий Ганичев, Владимир Путин... Событий в жизни города было так много, что по некоторым из них вполне можно написать отдельные книги.

Ленску – 270. Последние полвека он является городом. На протяжении всей истории Ленску признавались в любви люди, которые здесь родились, выросли или продолжительное время жили. Об этом как нельзя лучше свидетельствует количество поэтических посвящений нашему городу.

Город наш неузнаваемо изменился за полвека. На пожелтевших фотокарточках шестидесятых Ленск узнаётся с большим трудом. Он перестал быть чёрно-белым, наш Ленск. Он теперь яркий, цветной, многокрасочный. Сейчас это город, где тесно переплелись интересы алмазодобытчиков и речников, нефтяников и газовиков, лесозаготовителей и деревообработчиков. Здесь живёт около 25 тысяч человек.

В 2001 году по причине сокрушительного наводнения о Ленске узнал весь мир. Три дня поднявшаяся до уровня 20 метров вода держала в напряжении ленчан, ущерб превысил шесть миллиардов рублей. Около 10 тысяч человек приехали в Ленск для участия в ремонтно-восстановительных работах. За три летних месяца было построено более 400 тысяч квадратных метров жилья - это годовая программа миллионного города. Дважды в Ленске побывал президент России Владимир Путин. Общими усилиями республики и всей России город был восстановлен. В память о великой стройке Ленск гордится новыми микрорайонами, обновлёнными школами, двумя спортивными комплексами и ослепительными рядами стройных фонарей. Город преобразился. Недаром первый глава районной администрации Владимир Ягнышев любил повторять, что Ленск – город вечный. В 2006 и 2011 годах, в честь пятилетия и 10-летия восстановления города, здесь были проведены российские учения МЧС.

Ленск - пятый по величине город в республике. Здесь пять общеобразовательных школ и одна музыкальная, профессиональное училище, Дом детского творчества, филиалы нескольких вузов, православный храм Святителя Иннокентия, сработанный в традициях древнерусского деревянного зодчества; историко-краеведческий музей, широкая сеть спортивных учреждений, Центр досуга и народного творчества, дворец культуры "Юность". Издаётся районная газета "Ленский вестник", открыты две местные студии телевидения.

Сегодня в городе работают такие крупные предприятия, как управление «Алмаздортранс», крупная нефтебаза, которая обеспечивает нефтепродуктами западный регион республики; ОАО «Сургутнефтегаз», районное нефтяное управление АК «Транснефть», РПУ «ГазпромИнвестВосток», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ОАО «Таас-Юрях нефтегазодобыча» и многие другие.

У Ленска большое будущее. Ленск становится одним из стратегических городов Якутии. Название, которое дали нашему городу в советские времена, «ворота алмазного края», сейчас уже не актуально. В связи с разработкой Талаканского нефтяного месторождения и Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, строительством нефтепровода ВСТО значение нашего города для республики возросло многократно.

Утверждён маршрут прохождения федеральной автодороги до Усть-Кута, которая обеспечит круглогодичную связь нашей республики с западными регионами страны. Предпочтение отдано республиканскому варианту прохождения трассы по территории Ленского района. После передачи в федеральную собственность трассы «Мирный – Ленск» и строительства 800-километрового участка будущей автодороги, одна из крупнейших транспортных артерий востока страны приобретёт логическую завершённость, избавит нас от зимников и наладит надёжное сообщение от Якутска до Иркутска и дальше.

Блага новых экономических отношений ощущаются всеми горожанами. Решён вопрос с газификацией города. Активно ведётся строительство жилья. Появилось множество частных кафе, гостиниц. Местные фирмы выступают субподрядчиками крупных компаний. Всё это говорит о том, что в Ленске появились хорошо оплачиваемые рабочие места, а значит, и перспективы для горожан.

Люди перестали уезжать из Ленска, как это было в первые годы после наводнения. Показатели рождаемости в нашем городе превысили смертность. Приезжают молодые специалисты, реализация мегапроектов требует всё больше рабочих рук. Жизнь в Ленске преображается на глазах. Сколько восторгов было во время Кубка мира по футзалу летом 2007 года! Сколько счастливых улыбок зажигают в Ленске  ставшие традиционными фестиваль «Ленские просторы»,  День города, День молодёжи!.. Жизнь в Ленске становится всё более динамичной и интересной.

Сергей МОСКВИТИН,
журналист.