Интернет-приёмная главы города Анатолия Макушева

Нормативно-правовые акты

Административные регламенты

Переселение граждан

Официальный сайт
ТРК "Алмазный край"  АК "АЛРОСА" (ОАО)
https://almaz-media.tv

     

Душой я навсегда сроднился с Ленском

Так всегда впоследствии говорил Виталий Васильевич Киданов, в 1970-1982 годах, возглавлявший основную градообразующую структуру – производственное управление «Алмаздортранс». Тот вклад, который внесла эта неординарная личность в развитие переживавшего в тот период времени своё бурное становление Ленска, достоин описания ни в одной книге, поэтому я пошёл другим путём, встретился и записал воспоминания о Виталии Васильевиче его друзей.

Виталий Васильевич Киданов
Третий руководитель ПУ «Алмаздортранс» Виталий Киданов на момент приезда в Ленск

 

Владимир Игошкин, председатель Ленского отделения Совета ветеранов АК «АЛРОСА», бывший зам. начальника производственно-технического отдела ПУ «Алмаздортранс»

- С Виталием Васильевичем, который был направлен на работу в Ленск Якутским бюро обкома партии по представлению гендиректора ПНО «Якуталмаз» Льва Солдатова, я познакомился при довольно интересных обстоятельствах. Я тогда работал директором учебно-курсового комбината, было начало лета, и, в связи с наплывом судов, возник дефицит стропальщиков. По какой–то причине, я задержался минут на 10 с обеда, а когда оказался на месте, то увидел следующую картину. Стоит начальник отдела кадров, представители речного порта, а неизвестный мне мужчина пытается ломом взломать дверь УКК. Я, конечно, кинулся на него, а это оказался Киданов. Так, вот, и состоялось наше первое с ним знакомство. Вскоре подвезли людей, и началось их обучение.

А так как я по своему основному образованию был гидротехником, то вскоре Виталий Васильевич назначил меня заместителем начальника ПТО управления, в обязанности которого входило курировать работу Ленского речного порта. Он тогда больше напоминал колоссальную стройку. Возводились специальный и угольный причалы, затопляемая стенка. Данный объект нужно было экстренно выводить на проектную мощность, поэтому новый начальник «Алмаздортранса» сразу же сообщил мне: «О результатах твоей деятельности я буду судить, отталкиваясь от показателей работы речпорта».

Приехав в Ленск, и увидев в каком состоянии находится он, (большинство строек тогда числились в разряде долгостроев) он за двенадцать своей жизни и работы здесь, сделал для него больше, чем тогдашние властные органы. При нём город расцвёл. Взять хотя бы те же уже привычные для нас тополя. Ведь озеленение - прямая заслуга Виталия Васильевича. Благодаря своей неуёмной энергии, он заставил найти саженцы, а затем организовать субботник по их высадке.

 

Цитата: "Это был руководитель и человек с большой буквы"

Юрий Махнюк, бывший начальник группы рабочего проектирования от «Якутниипроалмаз»

- Город создавался с его участием. Особенно производственная база: речной порт; автобаза, которая на момент его приезда, располагалась в подземных гаражах; авторемонтные мастерские. Объекты нынешней территории ЛАТП-1 возводились лет девять и конца-края завершению не предвиделось. Виталий Васильевич сдвинул вопрос с мертвой точки, причём не только здесь, и к 1975 году тогдашняя Ленская автобаза «Алмаздортранс» полностью перебралась туда, где находится сейчас. Благодаря его стараниям, в речном порту появился нижний причал, в АРМе – блок вспомогательных цехов, а в городе старые очистные сооружения.

Познакомился я с Виталием Кидановым ещё в Алдане, откуда он переехал в Ленск. Там он прошёл путь от забойщика подземной добычи треста «Якутзолото» до начальника автобазы «АЯМЗолототранса». В 1967 году я работал начальником проектно-сметного отдела треста «Алданстрой», и Виталий Васильевич обратился ко мне с просьбой выполнить проект эксклюзивного гаража, а затем переманил к себе. Звал он меня с собой и при отъезде в Ленск. Сюда я перебрался в 1972 году, по окончании договора в Алдане.

Там на юге Якутии, когда я работал в автобазе, мы с Виталием Васильевичем практически не бывали в городе, так как по трассе велась активная реконструкция объектов в Тынде, Невере, Малом Нимныре, Нагорном и т.д. На них работало 11 бригад; Киданов решал все организационные вопросы, а я курировал строительство. Следует отметить, что автодорога продолжила оставаться основным объектом для него и по приезду в Ленск. Но об этом чуть позже, а пока хочу остановиться на объекте, за который все ленчане, а не только алмазники, должны быть благодарны Виталию Васильевичу.

У нас в большинстве населённых пунктов Амуро - Якутской магистрали, где находились объекты автобазы, были профилактории, в которых водители имели возможность пройти реабилитацию. Приехав в Ленск, и приступив к выполнению своих обязанностей, новый начальник «Алмаздортранса» был поражен, так как здесь и близко не было намёка на подобное. Искренне болея за вверенный ему коллектив, он обратился ко мне, чтобы я помог в решении данного вопроса. Я выписал проект, привязал к нему подвал, где впоследствии расположилась грязелечебница и выполнялись водные процедуры.

На первых порах возникли определённые трудности, так как начальник СМУ, активно сопротивлялся реализации данного проекта. Но когда он ушёл в отпуск, Виталий Васильевич смог убедить его преемника, и возведение социально значимого объекта стартовало. По мере реализации, встал вопрос лечебной базы, в частности обеспеченности грязью и минеральной водой.

Узнав, что его можно решить на месте, не завозя ту же грязь с севера, руководитель ПУ «Алмаздортранс» привлёк представителей одного из московских институтов, которые после анализа отправленных им из Ленска проб, дали положительное заключение. Грязью пользуются по сей день, скважина же с водой, была безвозвратно утеряна в наводнение 2001 года.

Наряду с «Кедром», благодаря тому, что тогда большинство производственных мощностей возводились хозспособом, под эту марку можно было реализовать и строительство социально значимых объектов. Так, в подвале цеха ремонта прицепов автобазы появился тир, а в стоящем под титулом «Цех ремонта емкостей» объекте, реально разместился спортивный зал «Олимп». Иначе было нельзя, так как если бы всё делалось по закону, то для этого требовалось разрешение Совмина Якутии. Как говорится, инициатива наказуема. Так и Виталий Васильевич впоследствии получил строгий выговор со стороны руководства «Якуталмаза» и лишился трети премии, но зато город получил столь необходимый для него объект, где впоследствии проводились различные соревнования, вплоть до зоны Дальнего Востока.

Хочется отдельно остановиться на том, каким он был руководителем. Сейчас таких, к сожалению, уже нет. Рано утром он сам садился за руль, объезжал объекты «Алмаздортранса», детально вникая в ситуацию. Затем проводил директорскую планёрку, где, если была необходимость, поправлял руководителей подразделений. Обвести его вокруг пальца было невозможно. Спрашивал по существу, невзирая даже на то, что порой перед ним были люди, с которыми у него были приятельские отношения. Последующих руководители «Алмаздортранса» и близко с ним не стояли. Это был руководитель и человек с большой буквы, благодаря которому Ленск пережил пик своего развития.

Столь привычные сейчас для водителей автопункты на трассе, режим труда – это тоже прямая заслуга Виталия Васильевича. Прибыв в Ленск, он увидел, что здесь, по сравнению с «АЯМТрансом», значительно ниже уровень эксплуатации, ремонта, технического обслуживания и организации труда. Поэтому забота о человеке, стала для него одной из первоочередных задач.

Следующей, достойной его уровня задачей, с которой он блестяще справился, была эпопея с Усть-Кутским зимником. Так уж получилось, что оборудование, необходимое для завершения строительства обогатительной фабрики №12 в Удачном, пуск которой приурочили к началу работы XXVсъезда КПСС, поступило в Усть – Кут после завершения навигации 1974 года. Если ждать начала очередной, то пуск объекта откладывался как минимум на год. Поэтому руководством «Якуталмаза» перед Виталием Кидановым была поставлена задача пробить автозимник по льду Лены до этого города. Но он, в свою очередь, смог убедить руководство в том, что это лучше сделать по суше, по имеющимся геологическим профилям.

12 февраля 1975 года колонна вышла на покорение тысячекилометрового пути. После прибытия в Усть-Кут и недельной погрузки, машины с простым грузом убыли обратно сразу. Транспорт, груженный тяжеловесами и длинномерами, нуждался в сопровождении. Извилистая дорога, крутые подъемы, спуски, провалы на малых реках, всё это усложняло его движение. Несмотря на то, что рабочий день начинался в шесть часов утра, а завершался в полночь. В день колонна преодолевала не более девяти километров.

Последние десятки километров машины шли при почти вскрытых реках и большой оттайке грунта. Последнюю водную преграду-ключ Безымянный, глубиной в два метра, форсировали с помощью мощных буксиров. Водители раздевались до трусов и, усаживаясь в кабине, ставили ноги на руль. 30 апреля колонна вышла на трассу. Всё это время Виталий Васильевич находился с ней, и, решая возникающие в пути проблемы, прошёл пешком по зимнику ни один километр.

Осенью того же года удалось доказать целесообразность автозимника на Усть-Кут. «Алмаздортрансу» выделили миллион бюджетных рублей на его обустройство. В Усть-Куте, Преображенке, Непе были установлены автопункты. За годы работы в Ленске Виталий Киданов был награждён двумя Орденами «Знак Почёта» и Орденом «Трудового Красного Знамени». К сожалению, в июле 1982 года по семейным обстоятельствам он был вынужден покинуть Ленск – город, с которым, по его собственным словам, было связано самое лучшее время его жизни; где он чувствовал свою востребованность, понимание и поддержку.

Судьбе было угодно, чтобы он возглавил Владивостокское отделение УМТС. Здесь Виталий Васильевич узнавал о поступлении груза из Японии, организовывал последующую отгрузку горно-шахтного оборудования, карьерных самосвалов и запасных частей к ним. Благодаря его неуёмной энергии, в декабре 1985 года был организован беспосадочный перелёт из Владивостока в аэропорт Полярный опытного экземпляра самолёта АН -124-100 «Руслан», доставившего туда 152-тонный карьерный самосвал «Юклид». Это стало мировым рекордом грузоподъемности, когда самолёт общей массой в 171, 2 тонны поднялся на высоту в 10 750 м. Двумя годами позже данным самолетом по этому же маршруту алмазодобытчикам Якутии за один рейс были доставлены три бульдозера Комацу» общей массой свыше 100 тонн.

 

Виталий Васильевич Киданов
Прощальное фото с коллективом управления в июле 1982 года (пятый слева во втором ряду В.В. Киданов)

Десять лет тому назад Виталий Киданов в возрасте 80 лет вышел на заслуженный отдых. К тому времени его трудовой стаж составил 64 года, из которых 35–ть были связаны с работой в «Якуталмазе» и его правопреемнице АК «АЛРОСА».

Виталий Васильевич Киданов
Одно из последних фото Виталия Васильевича

Скончался Виталий Васильевич 8 июня 2015 года во Владивостоке от инфаркта миокарда или, как сказали врачи «от изношенности сердца».

Подготовил Сергей Борисов.
Фото из семейного архива Кидановых.

Добавить комментарий

Читайте также: